Линия Салпа - Линия Хапарског- Полуостров Ханко



Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
Вернулись из военно - патриотического путешествия. Фотографии здесь http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=2859...
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
Линия Салпа (финск. salpa — «затвор» или «засов») — череда фортификационных заграждений длинной 1200 км от Финского залива до Петсамо на территории Финляндии, построенная в 1941 году после «Зимней Войны», для защиты от вероятного нападения со стороны Советского Союза. В боевых действиях линия не участвовала. Возведение линии началось осенью 1940 года сначала силами добровольцев, затем мобилизованных из числа лиц, непригодных к несению военной службы. Наибольшее количество работающих на проекте приходилось на весну 1941 года (около 35 тысяч). С началом Советско-финской войны 1941—1944 гг. работы на линии были остановлены, вооружение снято с ДОТов и ДЗОТов и послано на фронт. В начале 1944 года работы были возобновлены и продолжались до конца войны с СССР (4 сентября 1944 года). Линия была укреплена значительно сильнее чем «линия Маннергейма». Было построено 728 бетонных сооружений, 225 км противотанковых надолбов, около 130 км противотанковых рвов, 350 км различных траншей, 3000 ДЗОТов, 254 шарообразных бункеров. Также имелось 315 км заграждений колючей проволоки. Большинство этих фортификационных построек расположено на участке между Финским заливом и озером Кивиярве (Сайма). Из-за недостатка артиллерии, финны использовали старинные 9 дюймовые мортиры из батарей береговой артилерии. Советское наступление летом 1944го не достигло Линии Салпа, поэтому она не участвовала в боевых действиях. Тем не менее, её существование дало финнам преимущество в последовавших осенью переговорах о перемирии с СССР
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
В отличие от Линии Маннергейма Салпа-линия имеет большую глубину: передовая линия (Virolahti, Miehikkдlд, Ylдmaa, Lappeenranta) отстоит на десятки километров от тыловой линии (Hamina, Luumдki, Lemi). Основные бетонные сооружения: пулеметный и пулеметно-артиллерийский полукапонир фланкирующего огня, совмещенный с убежищем на 20 чел., убежище/ком.пункт - 40 чел., шарообразные бетонные укрытия - 10-15 чел. Все сооружения заглублены, имеют подушки из песка и валунов. В отличие от ДОТ Линии Маннергейма они имеют более мощные перекрытия - потолочные 2 м, защитные стены фронтальной стороны - 2.3 м. (стойкость против одиночных попаданий 420 мм арт. снарядов и 1000 кг. Авиабомб Линия Салпа является самым крупным фортификационным проектом в Скандинавии и одним из крупнейших в мире. Эти укрепления никогда не учавствовали в боевых действиях, однако финны не считают титанические усилия, потраченные на ее постройку напрасными. Наличие такой мощной оборонительной линии сыграло свою роль в мирных переговорах осенью 1944 года. В настоящее время часть обьектов "музеифицировано", в том числе работают: - Музей Линии Салпа - Музей-Бункер Виролахти Также при посещении Линии, интересно посетить музей Саперного дела Для ознакомления с Линией проложен даже пешеходный маршрут, называется ТРОПА САЛПА. Маршрут протяженностью около 50 км, идёт от берега залива практически до озера Juurikojarvi. По всей протяжённости тропа оборудована указателями, имеется несколько мест для разведения костров и обустройства ночлега. Карта ТРОПЫ САЛПА продается в музее линии Салпа за 10 евро.
Елена Мигунова
здОрово! и с погодой вам необычайно повезло! надеюсь, что 13 июня тоже все это увидим)))
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
Музей Линии Салпа Музей Линии Салпа – военно-исторический музей, посвященный истории строительства Линии Салпа, основан в 1987 году. Основателями музея являются муниципалитет Миехиккяля и местные общества ветеранов. Музеем руководит комитет по делам культуры. Территория музея, занимающая несколько гектаров, с мощными укреплениями первоначально предназначена для обороны роты. Основная экспозиция включает в себя выставку, оборудованную в музейном кафе и включающую мультимедийную презентацию, а также экскурсию на открытом воздухе по специально оборудованным информационными указателями тропам. На территории музея, занимающего несколько гектаров, проложены три тропы по фортификациям длиной от 600 до 1150 метров. Все тропы начинаются с автостоянки перед музейным кафе, куда они и возвращаются по окончании экскурсии. Находящиеся вдоль троп фортификационные сооружения частично отреставрированы и оснащены согласно планам, составленным во время перемирия и в 1944 г. На территории музея: Самые распространенные типы сталебетонных укрытий на Линии Салпа Бетонное шарообразное укрытие и опалубка для их изготовления Недостроенное укрытие в скале Отремонтированные ходы сообщения и траншеи длиной 400 метров Противотанковый ров Каменные надолбы в 4 рядах Декоративные надолбы с изображением герба Финляндии, возведенные строителями 155-мм орудие с неподвижным лафетом образца 1887 Противотанковое орудие PAK-40 в огневой позиции Танк Т-34
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
Музей-бункер в Виролахти - основанный в 1980 г. военно-исторический музей. Основателями музея являются муниципалитет Виролахти и местные общества ветеранов. Музеем руководит комитет по делам культуры. Основная экспозиция находится в деревянном здании, построенном в стиле военных времен, и включает в себя также фортификации с указателями. Находящиеся вдоль троп фортификационные сооружения частично отреставрированы и переоборудованы для нужд музея. На территории музея: Некоторые сталебетонные укрытия Опалубка для изготовления шарообразных укрытий Отремонтированные ходы сообщения и траншеи Каменные надолбы Противотанковое орудие в огневой позиции Разные орудия Музей Саперного дела представляет собой экспозицию в двух залах и экспозицию саперной техники в о дворе музея.
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
ЛИНИЯ ХАПАРСКОГ 12 марта 1940 года закончилась Зимняя война. Финляндия вынуждена была поступиться изрядным куском своей территории, в том числе и полуостровом Ханко, арендованным СССР под военно-морскую базу сроком на 30 лет. Поэтому уже 15 марта 1940 г. маршал Маннергейм подписал приказ об обороне сектора Ханко. Было решено строить оборонительную линию (Н-линию) возможно ближе к границе арендованной области по побережью и островам от Sommarц до Bredvick, при этом в первую голову укреплять перешеек Ханко (центральный сектор Skogby-Harparskog). Планирование закончили летом 1940 г. и тогда же началось строительство, которое шло в бешенном темпе. Зимой район строительства инспектировал сам маршал Маннергейм. К концу мая 1941 г. было готово 46 бетонных бункеров и ещё 141 - в процессе строительства. Имелось также более сотни бетонированных пулемётных гнёзд, 29 позиций ПТО, 46 блиндажей, 57 км проволочных заграждений и надолбы - традиционные финские "зубы дракона", которых только в центральном секторе было установлено 9 км. Прикрывали оборону 70 артпозиций с 17-ю ПУО. Общую глубину линии на центральном участке я оценил бы примерно в 2 км, включая предполье, образованное линией полевых укреплений. С началом Войны-продолжения (29 июня) участок Skogby-Harparskog был веделен из группы Ханко в отдельный сектор. Боевые действия здесь проходили у границы арендованной зоны в районе Lappohja, где оборонялись шведские добровольцы вместе с финским 3-м егерским батальоном пограничной охраны. Линия таким образом оказалась в тылу и непосредственного участия в боевых действиях не принимала. Однако финны (Kimmo Nummela) полагают, что одно её пристутствие удержало Советы от решительных действий на этом участке и позволило финнам отправить часть своих сил на Карельский перешеек *. Наиболее ожесточённые сражения у Ханко развернулись на островах около границы арендованной зоны, как например у острова Эльмхольм 16 августа. Локальные десантные операции с обоих сторон отличались крайним ожесточением, поскольку гарнизоны крошечных островов не имели возможности отступать, а десантники были как на ладони на своих тихоходных деревянных лодках. 4 декабря осада Ханко завершилась эвакуацией советских войск в Кронштадт. Первыми в опустевший город вошли шведские добровольцы, за ними - финские егеря пограничной охраны. После войны СССР отказался от аренды Ханко, затребовав себе вместо него мыс Порккала, с которого можно было стрелять непосредственно по зданию финского парламента, оказывая таким образом влияние на внутриполитические процессы в Финляндии. Значение Харпарског-линии весьма уменшилось, однако заброшена она не была. Линия была занята финской военщиной минимум до 1960-х гг (согласно Pekko Silvast) и даже была в это время ею перевооружена и реконструирована . Затем сооружения были законсервированы и до конца 80-х охранялись. В начале 1990-х финская военщина оставила район, но эпизодически использует его для военных учений (везде множество свежих автоматных гильз).
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
И теперь немного о самом городе Ханко: В первый раз это место упоминается в шведских летописях 13 века, как надёжное укрытие для морских судов. Узкий пролив между двумя островами Hauensuoli хранит на своих камнях множество надписей и автографов мореплавателей тех времён. Примерно с 15 века Ханко используется как постоянная стоянка (порт). В 17 веке здесь была учреждена небольшая крепость и таможенный пункт. В 18 веке шведы основательно укрепили три острова около Ханко. В 1714 году в ходе Семилетней войны русскими здесь была одержана крупная победа над шведским флотом. В 1910 году укрепления Ханко были включены в состав Крепости Петра Великого. Основное развитие порт Ханко получил с прокладкой сюда железной дороги в 1873 году. В те времена это был единственный незамерзающий порт Финляндии. Город был основан годом позже - в 1874 году. Ханко сразу же стал жемчужиной Южной Финляндии - с начала прошлого века здесь стали появляться роскошные дачи и виллы (район Spa Park). В начале ХХ века из Финляндии иммигрировало более 400 тысяч человек, большая часть - через порт Ханко в Англию и далее в Америку, Австралию и Канаду. С тех пор маяк Руссари, что на входе в гавань, называют "глаз Ханко", его огонь был последним напоминанием искателям лучшей доли о навек покидаемой Родине. По советско-финляндскому мирному договору 1940 г. полуостров Ханко был передан Советскому Союзу в аренду на 30 лет для создания военно-морской базы. К июлю 1941 года здесь было 28 тыс. гарнизона, артиллерия (до 12 дм), флот, авиация. Постройка укреплений на полуострове началась ещё в 1940 году, причём с обоих сторон. В 41-м году перешеек полуострова с советской стороны пересекало 5 оборонительных линий. По мирному договору 1947 года СССР отказался от аренды полуострова. Местные жители начали возвращаться в свои разрушенные войной дома еще в 1942 году. Ныне Ханко - эти тихий курортный одноэтажный городок, где было бы приятно провести остаток бурной жизни...
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
Теперь личные впечатления :)) Неплохой маршрут, одолели его за 3 дня, выехали в четверг поздно вечером, вернулись в воскресенье. Ночевали у самой границы в Линтулахти, небольшой сельской гостиннице - нечто среднее между гостинницей и хостелом, 47 евро за дабл с завтраком. Может буть удобна тем кто едет из Москвы для первой ночевки по дороге в скандинавию ( километров 10-15 от Valimaa). Кстати в гостиннице было встречено много бёрд-вотчеров, видать с этим делом в Линтулахти все в порядке. Линию Салпа начали осматривать с противотанковых надолбов у залива, затем поехали в музей Линии в Меримяки. Что поразило - в стоимость билетов входит экскурсия ( правда на английском языке ), девчушка экскурсовод два часа ползала с нами по окопам, светила фонариком во все закоулки, в общем весьма интересно. Музей как мы поняли организован ветеранами, всё как то ненапряжно, по домашнему. Кстати, по линии Салпа проложен пешеходный маршрут, которыйдаёт возможность познакомиться с линией и природой этих мест. Раз в год патриотически настроенная молодёж отправляется в поход по тропе с ветеранами. Карту тропы заранее в интернете обнаружить не удалось, и ясно почему - в музейном магазинчике она стоит 10 евро :)))) Мы эту карту купили и собираемся пройти по маршруту в ближайшее время. Желающие присоединиться - пишите. Еще в музейном магазинчике можно приобрести армейский котелок, фляжку, походную ложку ( она же вилка ), наголовный фонарик и также традиционные майки-кепки с сиволикой музея. Особо поразивших нас сувениров там почему то не было, все книги и альбомы - на финском языке :(( хотя со слов работников музея - основные посетители русские. Музей саперного дела - два зала, один с фотографиями рассказывающими о буднях финских сапёров и второй со средствами защиты а именно - противогазами. Фины очень боялись ядерного нападения со стороны СССР, поэтому противогазы были разработаны для всех, даже для лошадей и собак )). Мне если честно эта часть экспозиции понравилась больше )). В о дворе музея - выставка техники - несколько наших КРАЗов, пара танков, в общем после нашего артиллерийского музея - бедно :)) Музей-бункер работает с 1 июня, бункер закрыт, а экспозиция на улице очень похожа на экспозицию музея линии Салпа, поэтому много времени у нас не отнял.
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
Дорога от Хельсинки до Ханко - сплошная черед знаков 80/100 и фотоаппаратов. Достаёт если честно, но уж больно штраф за превышение платить не хочется. Полиция всё таки остановила - им видите ли не нравится моя манера вождения!!!!!!! Пришлось дышать в трубочку, после чего они не успокоились и ехали за мной еще километров 20. Обычный красный форд, мигалки и сирена спрятаны под решеткой радиатора. На въезде на полуостров стоят здоровущие ветряки http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-6622... , вблизи, корабельные сосны сморятся совсем маленькими по сравнению с ними. Больше дорога ничем не примечательна. Единственно на что есть смысл обратить внимание по дороге - Замок РАЗЕБОРГ, но нам на него просто не хватило времени :((( В Ханко сняли коттедж, бронировали по телефону - просто созвонились с хозяйкой. 5 минут ходьбы до центра, 70 евро в сутки, за эти деньги -спальные места для 6 взрослых и 2-х детей, кухня, гостинная, душ и сауна http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-6622... . Я конечно не специалист, но по моему очень неплохо. Коттедж стоит в 15 метрах от дома хозяев, всё очень доброжелательно и оперативно. Узнав о нашем желании пожарить сосиски на гриле, хозяйка обьяснила где лежит уголь и выдала жидкость для розжига, а мы тащили с собой мангал, уголь и даже раскладной столик. Ничего не понадобилось!!!! Два слова о людях - жители полуострова называют себя исключительно Финские-Шведы, говорят по фински и шведски, а многие, как наша хозяйка ездят на работу в Швецию. У каждого дома лодка-катер на трейлере и флаг на флагштоке :)) В ообще сам город похож на наши рОЩИНО - Зеленогорск - только повеселей и поопрятней, хотя смысл тот же http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-6622... . Из интересностей - рекомендую просто прогуляться вдоль берега, каких то особых достопримечательнойстей в городе нет, из запомнившегося - краеведческий музей, памятник переселенцам и монумент свободы в месте высадки немецкий войск, советский дот на городском пляже и остатки орудийной батареи на западной оконечности острова. Ну и обязательно FRONTMUSEUM в Лаппвике. продолжение следует!!!
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
Финская песня по теме http://vkontakte.ru/audio.php?gid=662242 Музыка Матти Юрва Слова Тату Пеккаринен Вокал Матти Юрва С веселой песней уходит на войну Иван, но, упершись в линию Маннергейма, он начинает петь грустную песню, как мы это сейчас услышим: Финляндия, Финляндия, туда опять держит путь Иван. Раз Молотов обещал, что все будет хорошо и уже завтра в Хельсинки они будут есть мороженое. Нет, Молотов! Нет, Молотов! Ты врешь даже больше, чем Бобриков! Финляндия, Финляндия, линия Маннергейма серьезное препятствие, и когда из Карелии начался страшный артиллерийский огонь он заставил замолчать многих иванов. Нет, Молотов! Нет, Молотов! Ты врешь даже больше, чем Бобриков! Финляндии, Финляндии, страшится непобедимая Красная Армия. Молотов уже говорил, чтобы присмотрели себе дачу, а то чухонцы угрожают нас захватить. Нет, Молотов! Нет, Молотов! Ты врешь даже больше, чем Бобриков! Иди за Урал, иди за Урал, там много места для молотовской дачи. Туда отправим и Сталиных и их приспешников, политруков, комиссаров и петрозаводских мошенников. Нет, Молотов! Нет, Молотов! Ты врешь даже больше, чем Бобриков! 1942
Алексей ***www.silver-ring.ru*** Алексеев
Фронтовой музей http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-6622... расположен на перешейке, как раз на месте Советских укреплений. Укрепления не сохранились - только обсыпавшиеся траншеи, зато экспозиция музея дейситвительно очень интересна http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-6622... После frontmuseum рекомендую проехать 3 километра до деревни Хапарског http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-6622... Мы доехали до мемориала, и пешком по лесу дошли до дота 212 http://vkontakte.ru/photos.php?act=show&id=-6622... . Кстати по дороге очень много свежих гильз, видимо фины до сих пор играются в войнушку :))) В лесу осторожней - на камнях греются змеюки, наверное сторожат доты. Доты 1940 года посторойки, внешне в хорошем состоянии, хотя видимо частично подтопленные. Кому лень ползать по лесу - 303 дот стоит прямо у дороги, правда он значительно меньше :)))

 

Добавить комментарий

Все комментарии проходят модерацию и после одобрения публикуются на сайте.


Код 433+586